При использовании техники на открытом воздухе, наибольшие потенциальные проблемы доставляет именно коррозия. Постепенное распространение ржавчины приводит к тому, что стальные части теряют прочность. Это особенно опасно, когда оказываются затронуты критически-важные элементы и конструкции.

Часто с проблемой коррозии приходится бороться на железной дороге. Она связана с тем, что вагоны и другие предметы используются на открытом воздухе, на них часто оказывается сильное механическое воздействие.

В этом материале мы ответим на вопрос о том, почему возникает коррозия железнодорожного транспорта, где она чаще всего протекает, какими методами можно существенно уменьшить вероятность появления ржавения. Также мы остановимся на теме того, что делать, если ржавение уже началось, можно ли какими-то способами остановить или частично замедлить такой процесс.

Какая техника на железной дороге затрагивается коррозией

Железная дорога – это транспортная артерия, в которой используется большое количество металлических деталей, транспорта и предметов самого разного назначения. При этом многое эксплуатируется в условиях, приближенных к экстремальным, где без специальной защиты коррозийное повреждение может начать проявлять себя на очень ранних этапах.

Существует несколько основных элементов оснащения железной дороги, которые оказываются затронуты постепенно распространяющейся коррозией. К ним относятся такие, как:

  • Рельсовое полотно. Рельсы активно используются под открытым небом. На них часто воздействует влажность, потому риск появления и распространения коррозии оказывается на высоком уровнем. Еще один фактор, который стимулирует появление ржавчины – соседство нескольких металлических предметов, между которыми начинает формироваться катодно-анодная связь. Особенную опасность представляет ржавение рельсового крепежа. В этом случае велика вероятность того, что полотно постепенно начнется расшатываться и придет в негодность.
  • Оборудование и металлические элементы зданий. Также часто начинают ржаветь из-за внешнего атмосферного воздействия, довольно быстро выходят из строя. При этом ущерб будет отличаться в зависимости о того, что именно было затронуто коррозией и насколько сильно пострадало из-за нее.
  • Мосты и другие опорные сооружения. Коррозия оказывается особенно опасной, потому что многие ключевые части могут потерять свою прочность, способность выдерживать нагрузки. Потенциально это приводит к обрушению мостов.
  • Подземные коммуникации. На железнодорожных путях используется много коммуникаций, которые размещаются на разной глубине. При этом есть большой риск, что они придут в негодное состояние из-за воздействия агрессивного химического состава почвы или просачивания влаги.
  • Подвижной состав. Ржавеют и сами поезда. Это приводит к тому, что может пострадать их ходовая часть – результатом потенциально может стать авария и сход всего состава с рельсов. Коррозия вагона снаружи приводит не только к порче внешнего вида, но и ухудшению изоляции от влаги, холода.

И это – только часть объектов, которые оказываются затронуты постепенно распространяющейся коррозией. Каждый конкретный случай стоит рассматривать отдельно и ни один из них нельзя пускать на самотек – нужно предпринимать меры.

Коррозия распространяется довольно быстро. Потому если ничего не делать, можно лишиться металлической детали, столкнуться с необходимостью заказывать новую.

Основные факторы коррозии на железнодорожном транспорте

Для того, чтобы иметь возможность обеспечить защиту против коррозии, нужно хорошо представлять, что именно ее вызывает. Есть масса факторов, которые становятся катализатором постепенного ржавения вагонов, рельсов и других элементов конструкции. Далее мы рассмотрим факторы, которые чаще всего приводят к формированию коррозионной порчи металлических предметов.

Влага

Контакт с влажностью часто становится именно тем фактором, который провоцирует развитие коррозии. Причина заключается в том, что жидкость становится сильным окислителем. Под его действием начинает формироваться ржавчина, становится все более и более глубокой.

Есть несколько факторов, которые влияют на характер коррозии, а также скорость ее протекания:

  • Продолжительность воздействия на металл. Опаснее всего ситуация, когда металлический предмет находится под постоянным воздействием влаги. Это характерно для случаев, когда используется предмет с большим количеством углублений. Вода застаивается в них и постепенно провоцирует разрушение исходного материала.
  • Состав. Всегда нужно учитывать, насколько сильно загрязнена жидкость, которая контактирует с металлом. Есть случаи, когда в ней присутствует большое количество агрессивных химических примесей. В результате можно столкнуться с ситуацией, когда коррозия становится очень сильной и быстро распространяется все сильнее.
  • Дополнительные факторы. Иногда влага воздействует на металл в сочетании с другими опасными факторами. К ним относятся такие, как сильный нагрев, механическое давление, присутствие электротоков и многое другое. Результатом также становится зарождение и распространение коррозии. При этом отличие в катализаторах сильно влияет на то, как быстро она будет протекать, какое воздействие окажет на предмет, насколько сильно его затронет.

Так как многие элементы железнодорожной инфраструктуры используются под открытым небом, часто оказывается практически невозможно исключить попадание воды на них. Остается только защищать металл от постепенного ржавения.

Соседство металлических предметов

Часто на железной дороге можно встретить ситуацию, когда несколько металлических деталей или других предметов устанавливаются неподалеку друг от друга. Они могут периодически соприкасаться.

Результат подобной ситуации – зарождение статического электричества, а также формирование катодно-анодной связи. Именно это приводит к тому, что материал оказывается сильнее подвержен коррозии.

Практика показывает, что часто подобное соседство металлов осложняется и другими факторами. К ним относятся такие, как наличие воды и многие другие.

Стоит отметить, что скорость распространения коррозии, ее характер и другие особенности при этом будут зависеть от состава металла и ряда других факторов, которые могли бы негативно повлиять на состояние металлических изделий.

Контакт с атмосферой

При использовании предметов из металла на открытом воздухе, всегда есть риск столкнуться с проблемой коррозии. Причина заключается в том, что именно кислород выступает как один из наиболее сильных окислителей металла.

Когда металл попадает на открытый воздух, он вступает в контакт с атмосферой. В результате формируется серьезная угроза для того, что ржавение затронет очень обширные участки, если они не будут правильно защищены.

Стоит обратить внимание на то, что, как и в случае с водой, есть большая вероятность усиления коррозионного эффекта, если воздух будет сильно загрязнен.

В случае с железнодорожным транспортом подобное встречается часто, потому что он применяется на открытом воздухе в промзонах или сильно загрязненных местах.

Агрессивные вещества

Не исключено на железной дороге попадание на металл агрессивных химических средств. Это могут быть как нефтепродукты, так и кислоты в разной концентрации. Воздействие на металл оказывается однозначно негативное.

Еще одна крупная угроза – растворение таким образом оксидной пленки, которая формируется на поверхности и выполняет защитные функции. Таким образом, даже оцинкованный или защищенный другими способами металл может постепенно разрушаться.

Контакт с почвой

При использовании подземной прокладки, монтажа крупных металлоконструкций при непосредственном контакте с почвой, стоит приготовиться к тому, что изделие постепенно начнет ржаветь и портиться.

Есть сразу несколько причин подобного положения. К ним относятся:

  • Уровень содержания в почве различных веществ. Есть много почв с повышенным уровнем кислотности. Таким образом многие защитные покрытия могут оказаться неэффективными, если использовать их непосредственно в земле.
  • Биологическая активность. Различные микроорганизмы и более крупные обитатели почвы могут негативно влиять на металл. Продукты их жизнедеятельности способствуют тому, что материал начинает постепенно портиться.
  • Контакт с кислородом. Многие почвы оказываются сильно насыщены кислородом. Как мы уже отмечали, это окислитель, который провоцирует развитие коррозии.
  • Контакт с водой. Влага довольно глубоко проникает в землю с поверхности. В некоторых местах есть риск контакта с грунтовыми водами. Все это приводит к активному окислению.

Отсутствие нужных механизмов защиты

Часто при закупке металлических предметов для использования на железной дороге заказчики экономят на дополнительной защите металлических изделий. Это приводит к тому, что приходится сталкиваться с повреждением металла значительно раньше, чем он мог бы потерять свои эксплуатационные свойства.

Методы защиты от коррозии

Чтобы существенно увеличить продолжительность использования металлических предметов на железной дороге, требуется обеспечить их правильную защиту от перечисленных факторов. Есть несколько методов защиты, которые мы рассмотрим далее.

Окрашивание

Использование окрашивания полимерными материалами – это универсальное решение, которое направлено на создание преграды между металлом и потенциальными факторами, которые могли бы привести к его окислению.

Используются различные варианты полимерных составов, которые отличаются по своей рецептуре и основным свойствам. На протяжении всего времени использования стоит следить за тем, чтобы покрытие оставалось целостным. Только тогда можно гарантировать, что вероятность коррозии окажется в разы ниже.

Использование металлических покрытий

Нанесение металлического покрытия предполагает использование горячего или холодного цинкования. Принцип действия защиты оказывается таким же, как и при использовании полимерного покрытия.

Если вы собираетесь задействовать такой метод против развития коррозии металла, нужно учитывать, с какими потенциальными агрессивными факторами он может справиться. К примеру, обычное покрытие плохо переносит контакт с кислотами.

Исключение причин коррозии

Хорошее понимание того, какие факторы могут провоцировать развитие коррозии в конкретном случае помогает подготовиться к подобному риску. Есть несколько способов устранения подобной опасности:

  • Исключение контакта между металлическими предметами.
  • Применение дополнительных оболочек для изолирования.
  • Устранение электрических токов, которые могли бы контактировать с металлом.
  • Изоляция от воды или просушивание углубленных участков.

Цинкование как средство для защиты от коррозии на железной дороге

Один из методов, которые применяются для защиты от негативного внешнего воздействия – горячее цинкование. Наша компания занимается выполнением таких услуг на протяжении длительного времени – с 2007 года. Мы накопили обширный опыт работы с различными клиентами, в том числе, из сферы железнодорожного транспорта.

Есть сразу несколько причин обратиться к нам:

  • Обширные производственные мощности. У нас предусмотрено три цеха горячего цинкования. При этом мощности предприятия составляют до 120 тысяч тонн в год.
  • Качество. Оцинковка проводится в соответствии с ГОСТ 9.307-89. Это позволяет гарантировать максимально качественную защиту от внешних повреждений.
  • Универсальность. Наличие больших производственных мощностей и самой глубокой ванны для цинкования в ЦФО помогает нам работать с любыми вариантами деталей, в том числе, наиболее крупными.

Чтобы уточнить все детали работы с нами, достаточно просто оставить заявку на сайте или позвонить нам по указанным телефонам. Обеспечим быстрое выполнение поставленной задачи, ответим на все интересующие вас вопросы.

Вернуться к статьям
Поделиться статьей